Положение об индивидуальном образовательном маршруте педагогических работников

1. Общие положения

    1. Положение об индивидуальном образовательном маршруте (далее — ИОМ) педагогических работников (далее — Положение) определяет цель и задачи, принципы, структуру, этапы составления, порядок реализации ИОМ педагогических работников.

    2. Положение разработано с учетом:

-концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, утвержденной Распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 06 августа 2020г. № Р-76;

-методических рекомендаций по реализации мероприятий по формированию единой федеральной системы научно- методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, утвержденных Распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 04 февраля 2021 года №Р-33;

-методических рекомендаций по порядку и формам диагностики профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций с возможностью получения индивидуального плана, утвержденных Распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 27 февраля 2021 года № Р-20;

    1. Составление индивидуальных образовательных маршрутов является одним из механизмов научно-методического сопровождения педагогических работников.

    2. Полномочиями по формированию ИОМ педагогических работников и агрегированию информации об имеющихся ресурсах для профессионального развития работников системы образования Еврейской автономной области наделяется государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников» Еврейской автономной области (далее — ЦНППМ).

Основные понятия:

Индивидуальный образовательный маршрут — комплекс мероприятий, включающий описание содержания, форм организации, технологий, темпа и общего времени освоения педагогическим работником необходимых знаний, практических навыков и опыта, основанный на персонифицированном подходе к организации дополнительного профессионального образования, в том числе, учитывающем актуальные дефициты профессиональных компетенций педагога, его личные ресурсы, педагогический контекст образовательной организации, в которой он работает, а также возможности и ресурсы системы дополнительных профессиональных программ (федерального и регионального уровня).

Дефицит профессиональных (педагогических) компетенций — отсутствие или недостаточное развитие профессиональных компетенций педагогических работников, различные затруднения в реализации трудовых функций.

Диагностика профессиональных (педагогических) компетенций — комплекс оценочных процедур (в том числе в электронном виде), обеспечивающих возможность установления уровня владения педагогическими работниками профессиональными компетенциями.

Дополнительная профессиональная программа — программа повышения квалификации или программа профессиональной переподготовки (далее — программа ДПП).

Профессиональное мастерство педагогического работника — комплекс профессиональных компетенций педагогического работника, подтвержденный достижением высокого уровня результатов профессиональной педагогической деятельности.

Профессиональные компетенции педагогического работника — совокупность предметных, методических, психолого-педагогических и коммуникативных компетенций, необходимых для выполнения трудовых функций в области обучения, воспитания и развития.

ИКТ-компетентность — это способность педагога решать профессиональные задачи с использованием современных средств и методов информатики и информационно­ коммуникационных технологий (ИКТ).

Педагогический работник (педагог) — физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

Региональный методист — педагогический работник-штатный сотрудник ЦНППМ или привлекаемый к работе в ЦНППМ по договору гражданско-правового характера и в иных формах сотрудничества, осуществляющий сопровождение непрерывного профессионального развития педагогических работников, в том числе оказывающий адресную методическую поддержку в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, обобщающих и распространяющих информацию о передовых технологиях обучения и воспитания,отечественным и мировом опыте в сфере образования.

Тьютор — штатный или внештатный сотрудник Центра, обеспечивающий персональное сопровождение педагогических работников в процессе повышения их квалификации и педагогического мастерства (освоения содержания программ ДПП) при реализации индивидуальных образовательных маршрутов с учетом выявленных дефицитов профессиональных компетенций педагогического работника, обеспечивающий содержательное адресное сопровождение образовательного процесса, работающий по направлениям педагогической деятельности во взаимосвязи с методистами.

    1. Участниками составления и сопровождения ИОМ являются: сам педагог, методист и тьютор.

    2. Индивидуальный образовательный маршрут педагогических работников составляется на период, определяемый самим педагогом или рекомендуемый тьютором или методистом.

    3. ИОМ разрабатывается на основе анкетирования и результатов диагностики уровня сформированности профессиональных компетенций, в том числе и ИКТ- компетенций.

    4. ИОМ разрабатывается с учетом запросов, возможностей и потребностей педагога, а также с учетом образовательных условий в образовательной организации.

    5. ИОМ педагога составляется в электронном виде в онлайн документе, имеет персональный код, присваиваемый Центром и регистрируемый в электронном реестре ИОМ педагогических работников.

2. Цель, задачи и принципы

    1. Цель ИОМ — составление индивидуальной образовательной программы, направленной на организацию дополнительного профессионального образования, учитывающей актуальные дефициты профессиональных компетенций педагога, его личные ресурсы, условия работы, имеющей контрольные точки со свободной реализацией движения между ними, для реализации личностного потенциала педагога и повышение его профессионального мастерства.

    2. Задачи ИОМ:

реализовать личностные запросы и потребности педагога для успешной профессиональной деятельности;

ликвидировать профессиональные дефициты; совершенствовать имеющиеся профессиональные компетенции;

повысить уровень педагогического мастерства с помощью интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного и нравственно-духовного личностного потенциала.

    1. Принципы ИОМ:

-вариативности и открытости, предполагающий возможность выбора педагогом содержания, форм и методов образования, определения своего оптимального темпа работы, а также внесение изменений/корректировки в предложенный комплекс мероприятий на этапе проектирования ИОМ;

-принцип индивидуализации, предусматривающий личные цели образования, возможности, запросы и/или профессиональные дефициты педагогического работника;

-принцип гибкости и мобильности предусматривает отсутствие жесткой регламентации, что позволяет избежать каких-либо ограничений, реагирование на приоритетные направления развития российского образования, на изменяющиеся запросы и/или профессиональные дефициты педагогического работника;

-принцип непрерывности и преемственности, предусматривающий непрерывное повышение квалификации и профессиональное развитие педагога, учет уровня его профессиональной готовности к обеспечению повышения качества результатов обучения.

3. Структура ИОМ

    1. ИОМ состоит из трех частей — титульного листа, дорожной карты ИОМ, портфолио достижений.

      1. Титульный лист включает персональные, профессиональные данные (ФИО педагога, дату его рождения, занимающую должность, образование, контактный телефон, электронную почту, дату последней аттестации, дату прохождения диагностики уровня сформированности профессиональных компетенций и дату следующей диагностики для оценки динамики профессионального роста, квалификационную категорию, педагогический стаж, тему по самообразованию, персональный код ИОМ, цель и задачи реализации ИОМ, дату разработки и окончания ИОМ), а также информацию о методисте и тьюторе Центра, участвующих в сопровождении (Ф.И.О., должность, контактные данные (адрес электронной почты, телефон).

      2. Дорожная карта ИОМ представляет собой таблицу, содержащую разделы:

профессиональные компетенции, содержание работы/мероприятия по преодолению профессиональных дефицитов и профессиональному развитию, решаемые задачи, количество часов, сроки исполнения, отметка выбора, отметка о выполнении/результат.

      1. Раздел «Содержание работы/мероприятия» может включать в себя:

-программы повышения квалификации и/или переподготовки из федерального реестра дополнительных профессиональных педагогических программ, размещенном на Едином федеральном портале дополнительного профессионального педагогического образования (адрес сайта в сети: https://dppo.apkpro.ru/) и курсы повышения квалификации и переподготовки работников образования, организуемые Центром (далее — ИРО);

-мероприятия, направленные на профессиональное развитие и обмен опытом, в том числе, на презентацию собственного опыта (форум, конференция, семинар, вебинар, обучающие модули, круглый стол, тренинг, мастер-класс, марафон, фестиваль, олимпиада, посещение уроков и внеурочных мероприятий ведущих учителей-методистов, проведение открытых уроков и внеурочных мероприятий, конкурс, участие в работе методического объединения, профессионального сообщества и пр.);

-стажировка;

-перечень электронных ресурсов, методических материалов, нормативно-правовых

-документов, литературы и основных издательств по теме самообразования;

разработка методических продуктов (сценарий урока, внеурочного мероприятия, образовательная программа, научная статья, разработанный интерактивный продукт, презентация выступления и пр.).

      1. Портфолио достижений отражает активность педагога по формированию профессиональных компетенций в разных мероприятиях и видах деятельности и уровень сформированных профессиональных компетенций (81-100% выполнения заданий — высокий, 50-80% — базовый, менее 50% — дефицитный) и уровень профессиональных дефицитов (высокий, средний, минимальный).

    1. Комплекс мероприятий, входящий в состав ИОМ, должен учитывать условия п.п. 1.8., 1.9. настоящего Положения, и направлен на обеспечение повышения квалификации и профессионального развития педагога.

4. Этапы составления и сопровождения

    1. ИОМ имеет следующие технологические этапы: диагностико-мотивационный; проектировочный; реализационный; рефлексивный.

      1. Диагностико- мотивационный этап предусматривает знакомство тьютора с педагогом. На основе анкетирования, интервью, тестирования и других форм диагностики (п. 5 Методических рекомендаций по диагностике) тьютор совместно с педагогом определяют и фиксируют цель и задачи ИОМ, направленные на преодоление профессиональных дефицитов, затруднений, профессиональное и личностное развитие, заполняют титульный лист. Тьютор создает психологический комфорт, способствующий позитивному взаимодействию, мотивирует педагога на создание ИОМ, показывает его значимость и перспективы совместной работы.

      2. Проектировочный этап предусматривает составление ИОМ на основе анализа материалов, полученных на диагностико-мотивационном этапе. Методист разрабатывает комплекс мер, направленных на преодоление профессиональных дефицитов согласно п.3.1.3. Тьютор организует работу по проектированию дорожной карты, с учетом п.п. 2.1, 2.2.,2.3. настоящего Положения, проводит консультации с педагогом, педагог по необходимости вносит изменения/корректировки в предложенный комплекс. Педагог имеет право самостоятельно разработать дорожную карту и представить ее тьютору на согласование. Участники ИОМ определяют контрольные точки в период его реализации.

      3. Реализационный этап предусматривает организацию тьютором образовательного пространства для прохождения педагогом ИОМ в рамках заявленных мероприятий, проблем, профессиональных дефицитов, поддерживает мотивацию педагога для достижения намеченной цели, сопровождает его в период всего ИОМ. Педагог осуществляет составленную программу работы и мероприятий и фиксирует полученные им результаты в Портфолио достижений.

      4. Рефлексивный этап направлен на рефлексию педагога с помощью тьютора своего пройденного пути, достигнутых на данном этапе результатов. Этот этап способствует развитию адекватной самооценки, умению анализировать собственные способы действия.

5. Порядок составления ИОМ

Устанавливается следующий порядок составления ИОМ:

5.1.1. Методист на основании результатов анкетирования, диагностики уровня сформированности профессиональных компетенций в течение 10 рабочих дней после их получения составляет для педагогического работника проект ИОМ в соответствии с типовой формой (приложение 1) и передает его в дальнейшую доработку тьютору.

5.1.2. Тьютор после получения проекта ИОМ от методиста дорабатывают и согласовывают проект ИОМ с педагогическим работником, путем внесения дополнений и уточнений, учитывая индивидуальные цели педагогического работника. Тьютор имеет право получить консультацию методиста ИРО по включению комплекса мероприятий в ИОМ педагогического работника.

6. Мониторинг и подведение итогов реализации индивидуального образовательного маршрута

6.1. Тьютор сопровождает педагога по ИОМ в течение всего периода, определенным совместно. Отслеживает ежемесячно прохождение контрольных точек педагогическим работником.

6.2. По завершению прохождения педагогическим работником ИОМ тьютор организует контрольную диагностику уровня сформированности профессиональных компетенций.